Согласно «Сахихам» Бухари и Муслима, Фатима (А) незадолго до смерти пошла к Абу Бакру и потребовала у него вернуть Фадак. Абу Бакр отказал ей, после чего она не разговаривала с ним: ««И разгневалась Фатима, дочь Посланника Аллаха (ДБАР), и перестала разговаривать с Абу Бакром, и её гнев не прекратился до её смерти» («Сахих» Бухари, том 4, С. 42, хадис 3093).
Более подробно об этом со ссылками и скринами первоисточников смотрите здесь.
Бухари и Муслим ограничиваются в передаче только этой информацией. Однако другие источники «ахлу сунна» удостоверяют, что Фатима (А) не только разгневалась и не разговаривала с Абу Бакром и Умаром, но и прокляла их. Данный хадис приводится по различным иснадам:
1. В книге Ибн Кутейбы от Абдуллаха ибн Абдуррахмана Ансари:
...Она сказала: “Я призываю в свидетели Аллаха и Его ангелов, что вы двое вызвали мой гнев и не вызвали моё довольство. Когда я встречу Пророка, то буду жаловаться ему на вас”.
Абу Бакр сказал: “Прибегаю к Аллаху от Его гнева и твоего гнева” – и стал плакать.
Она сказала: “Клянусь Аллахом, я буду читать дуа против вас обоих при каждом намазе!”»
(Ибн Кутейба, «Аль-имамату ва ссияса», том 1, С. 21).
(Хадис целиком со скрином см. по той же ссылке).
2. Белазери приводит в «Инсабу ль-ашраф» по другому иснаду от Мадаини от Саида ибн Халида от Мусы ибн Укбы:
دَخَلَتْ فَاطِمَةُ عَلَى أَبِي بَكْرٍ حِينَ بُويِعَ . فَقَالَتْ : إِنَّ أُمَّ أَيْمَنَ وَرَبَاحًا يَشْهَدَانِ لِي أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَعْطَانِي فَدَكَ . فَقَالَ : وَاللَّهِ مَا خَلَقَ اللَّهُ أَحَبَّ إِلَيَّ مِنْ أَبِيكِ ، لَوَدِدْتُ أَنَّ الْقِيَامَةَ قَامَتْ يَوْمَ مَاتَ ، وَلَأَنْ تَفْتَقِرَ عَائِشَةُ أَحَبُّ إِلَيَّ مِنْ أَنْ تَفْتَقِرِي ، أَفَتَرَيْنِي أُعْطِي الأَسْوَدَ وَالأَحْمَرَ حُقُوقَهُمْ وَأَظْلِمُكِ وَأَنْتِ ابْنَةُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، إِنَّ هَذَا الْمَالَ إِنَّمَا كَانَ لِلْمُسْلِمِينَ ، فَحَمَّلَ مِنْهُ أَبُوكِ الرَّاجِلَ وَيُنْفِقُهُ فِي السَّبِيلِ ، فَأَنَا إِلَيْهِ بِمَا وَلِيَهُ أَبُوكِ ، قَالَتْ : وَاللَّهِ لا أُكَلِّمُكَ قَالَ : وَاللَّهِ لا أَهْجُرُكِ . قَالَتْ : وَاللَّهِ لأَدْعُوَنَّ اللَّهَ عَلَيْكَ . قَالَ : لأَدْعُوَنَّ اللَّهَ لَكِ
«Фатима (А) пришла к Абу Бакру во время присяги и сказала ему: “Умм Айман и Рабах приносят свидетельство, что Посланник Аллаха (С) подарил Фадак мне”. Он сказал: “Клянусь Аллахом, для меня нет никого любимее твоего отца! О, как бы я хотел, чтобы Судный День наступил в день его смерти! Для меня лучше, чтобы моя дочь Айша бедствовала, чем ты! Разве ты видишь, что я даю право черному и красному, но при этом угнетаю тебя, дочь Посланника Аллаха (С)? Эта собственность (Фадак) принадлежала мусульманам, и твой отец (С) жертвовал с неё на нужды сражающихся, и я хочу делать так же”. Фатима (А) сказала: “Клянусь Аллахом, я не буду разговаривать с тобой!” Он сказал: “Клянусь Аллахом, я буду разговаривать с тобой!” Она сказала: “Клянусь Аллахом, я буду читать дуа против тебя!” Он сказал: “Клянусь Аллахом, я буду читать дуа за тебя!”».
(Белазери. «Инсабу ль-ашраф», том 3, С. 316).
3. Джаухари – ученый «ахлу сунны» 4-го века хиджры – передаёт в книге «Сакифа»:
: والله لأدعون الله عليك ، قال : والله لأدعون الله لك ، فلما حضرتها الوفاة أوصت ألا يصلي عليها ، فدفنت ليلا
«...Она сказала: “Клянусь Аллахом, я буду читать дуа против тебя!” Он сказал: “Клянусь Аллахом, я буду читать дуа за тебя!” И когда к ней пришла смерть, она завещала, что он (Абу Бакр) не читал над ней погребальный намаз, и её похоронили ночью».
(Джаухари. «Сакифа», С. 104).
Достоверность данного хадиса
Согласно критериям «ильм риджаль» суннитов и ваххабитов, этот хадис является достоверным и может быть использован в качестве аргумента (далиля).
1. Данный хадис приведён по трём независимым иснадам, а, согласно критериям «ильм риджаль» у «ахлу сунна», риваят, приведённый по трём иснадам является «мустафиз» и может использоваться в качестве довода.
Например, Субки пишет в книге «Раф‘у хаджиб» (том 2, С. 308):
والمستفيض ... في ' الغنية ' : تزيد على الاثنين والثلاثة والأربع . وعبارة صاحب ' التنبيه ' : وأقل ما تثبت به الاستفاضة اثنان
«А что касается хадиса “мустафиз”, то в книге “Ганийа” утверждается: мустафиз – это тот риваят, который имеет более двух путей передачи (три, четыре). И как говорит автор “Танбиха”: “Самое меньшее число передач для риваята мустафиз — два”».
Джазаири Демешки пишет:
وأقل ما ثبت به الاستفاضة اثنان
«И самое меньшее, по чему устанавливается мустафиз, — два пути передачи».
(Джазаири Демешки. «Тауджиху нназар», том 1, С. 112).
Мухаммад Джамалуддин Касими пишет:
التاسع ، المستفيض : هو المشهور ، على رأي جماعة من أئمة الفقهاء
«Мустафиз – это тот хадис, который известен (машхур), согласно группе имамов фикха».
(Касими. «Каваиду тахдис», том 1, С. 124).
Ибн Кадама пишет о том, что хадис мустафиз является доводом:
لأن الاستفاضة أقوى من خبر الثقة
«Хадис мустафиз сильнее, чем хадис, переданный (одним) достоверным передатчиком (сига)».
(Ибн Кадама. «Кафи фи фикх ибн ханбал», том 3, С. 299).
2. Различные пути передачи усиливают хадис.
Согласно Ибн Теймийе, несколько независимых путей передачи делают хадис доводом, даже если передатчики во всех путях слабые:
فإن تعدد الطرق وكثرتها يقوى بعضها بعضا حتى قد يحصل العلم بها ولو كان الناقلون فجارا فساقا فكيف إذا كانوا علماء عدولا
«Если путей передачи несколько, то они подкрепляют друг друга, так что через такой хадис достигается знание (то есть этот хадис может служить доводом), даже если передатчики – нечестивцы, порочные. Так что же говорить, если передатчики – учёные, справедливые!»
(Ибн Теймийя. «Кутуб ва расаиль ва фатава шейху ль-ислам ибн теймия», том 18, С. 26).
Общий вывод
Таким образом, согласно достоверным хадисам из источников «ахлу сунна», Фатима Захра (А) была разгневана на Абу Бакра и Умара, не разговаривала с ними, запретила им присутствовать на своих похоронах – и, кроме того, прокляла их и читала против них дуа.
А поскольку «гнев Фатимы – мой гнев, а мой гнев – гнев Аллаха», согласно другому достоверному хадису от Посланника Аллаха (С), эти двое (Абу Бакр и Умар) – под гневом и проклятием Аллаха и Его Посланника (С).
arsh313.com