- Часть 1. Главные отличия шиитского и суннитского хадисоведения
- Часть 2: Запрет записи хадисов после смерти Пророка (С): «сунниты» без Сунны
- Часть 3. Запись хадисов у шиитов
- Часть 4: Подмена и игра ученых «ахлу сунна» с передатчиками хадисов
- Часть 5: Ранние шиитские сборники хадисов
- Часть 6: «Нахдж уль-балага», её иснад и её значение
- Часть 7: Поздние шиитские сборники хадисов
- Часть 8: Основные сборники хадисов у «ахлу сунна»
- Часть 9: «Заиф» Бухари. Критический анализ «Сахиха» Бухари
Часть 6: «Нахдж уль-балага», её иснад и её значение
Еще один важнейший ранний сборник хадисов шиизма – знаменитая книга «Нахдж уль-балага» («Пусть красноречия»), переведённая, к счастью, на русский язык.
Автор этой книги – Шариф Рази, из известный ученых 4-го века хиджры (годы жизни: 359 – 406 хиджры). Его перу принадлежит также множество других книг: «Хасаису ль-аимма», «Расаил», «Муджазат куран» и т.д.
В книге «Нахдж уль-балага» Шариф Рази собрал проповеди, изречения и письма Имама Али (А).
Эта книга имеет важнейшее значение среди шиитского наследия, в связи с тем, что там приведены слова первого Имама шиизма (мир ему), отца Имамов, того, кто «в Матери Книги у Нас, Али мудрый». Язык Имама Али (А), как в этой книге, так и в его проповедях и изречениях, приведённых в других книгах, имеет ярко выраженные особенности, по которым сразу же можно узнать его. По известной характеристике Ибн Аби Хадида: «Ниже слов Творца, но выше слов творения».
(«Шарх нахдж уль-балага», том 1, С. 8).
«Нахдж уль-балага» широко известна не только среди шиитов, но и по всему арабскому миру в целом как непревзойдённый образец красноречия, выше которого стоит только Коран. Издавно среди арабов – шиитов и суннитов – существует традиция запоминания проповедей Имама Али (А), в целях усовершенствования своей риторики и красноречия. Если арабский язык – это море, то тем плавцом, который заплывал в глубины этого моря, был Имам Али (А).
Поэтому, если говорить про иснад «Нахдж уль-балага», то надо начать с того, что достоверность происхождения проповедей и изречений книги от самого Имама Али (А) очевидна из самого содержания: ни один человек, помимо Непорочного, не мог создать такой бесподобный образец словесного искусства, соединяющий глубиннейшие смыслы и бесподобное языковое выражение в единое целое. Книги наделена безусловным единством стиля, так что любой человек, хотя бы поверхностно знакомый с арабским языком, сразу же поймёт из любой её страницы, вырванной наугад: это слова Имама Али (А).
Теперь мы хотели бы сказать несколько слов об иснаде книги. Эта тема довольно подробно разбиралась нами в другой статье, ознакомиться с которой настоятельно рекомендуем. Здесь не будем повторяться: упомянем только некоторых передатчиков, у которых автор книги Шариф Рази взял хадисы повелителя верующих (напрямую или опосредованно).
- Абдуллах ибн Аби Рафиа: хранитель общественной казны повелителя верующих (А). Он записал книгу «Сунан валь ахкам валь казайа» («Сунна, решения и судейство»), посвященную фикху. Говорят, что это была первая шиитская книга (то есть первая из книг, записанных не Али, а его шиитами).
- Зейд ибн Вахаб Джухайни: записывал проповеди повелителя верующих (А), которые тот произносил с минбара. Ему принадлежало несколько книг.
(«Фехрест» Туси, С. 107; «Риджаль» Наджаши, С. 236).
- Мухаммад ибн Кейс Баджли. Шейх Туси пишет о нем: «Он написал книгу “Судейство повелителя верующих (А)”».
(«Фехрест» Туси, С. 131).
- Асбаа ибн Набата. Шейх Туси говорит о нём: «Он был из ближайших сподвижников повелителя верующих (А). Он передал письмо к Малику ибн Аштару и завещание повелителя верующих его сыну Мухаммаду Ханафии».
(«Фехрест» Туси, С. 37).
- Исмаил ибн Мехран. Шейх Туси пишет о нём: «Он жил во время Имама Резы (А) и передавал от него хадисы. Он написал много книг, среди них – проповеди Имама Али (А)».
(«Фехрест» Туси, С. 11).
- Абу Исхак Ибрахим ибн Хашим Кумми. Шейх Туси говорит о нём: «Он жил во время Имама Резы (А). Из его книг – книга о судействе Имама Али (А)».
(«Фехрест» Туси, С. 4).
- Салих ибн Аби Хаммад Рази. Наджаши говорит о нём: «Он жил во время Имама Аскари (А). Написал несколько книг, в том числе – книгу с проповедями Имама Али (А)».
(«Риджаль» Наджаши, С. 140).
- Хашим Кальби (умер в 206 году хиджры). Наджаши говорит нём: «У него было много книг, и он записывал хутбы Имамов (А). И Ибн Надим сказал, что у него был сборник проповедей Имама Али (А)».
(«Риджаль» Наджаши, С. 176).
- Абдульазиз Джалуди (умер в 332 г. хиджры). Наджаши сказал о нём: «У него было несколько книг, среди которых – книга “Муснад повелителя верующих (А)”, а также книга с его проповедями, его стихами, книга о его судействе, книга писем Али (А) и книга с дуа, переданными от него».
(«Риджаль» Наджаши, С. 167).
- Абдульазиз Хасани (умер в 252 г. хиджры). Наджаши сказал о нём: «У него была книга с проповедями повелителя верующих (А)».
(«Риджаль» Алламе Хилли, С. 130).
- Ибрахим Сакафи (умер в 283 г. хиджры). Наджаши сказал о нём: «У него много книг, из них – книга писем повелителя верующих (А), его проповедей и хадисов от него».
(«Риджаль» Наджаши, С. 13).
- Джахиз (умер в 255 г. хиджры). Собрал сборник хадисов от Имама Али (А), назвав его «Матлуб кулли талиб мин калям амири ль-муминин».
Это имена только некоторых авторов; мы не будем продолжать список, чтобы не усложнять статью именами.
Таким образом, не только Шариф Рази, но и другие авторы составляли книги со словами и проповедями Имама Али (А). Последние были настолько известны в своё время, что не было даже необходимости в приведении иснадов.