- Часть 1. Главные отличия шиитского и суннитского хадисоведения
- Часть 2: Запрет записи хадисов после смерти Пророка (С): «сунниты» без Сунны
- Часть 3. Запись хадисов у шиитов
- Часть 4: Подмена и игра ученых «ахлу сунна» с передатчиками хадисов
- Часть 5: Ранние шиитские сборники хадисов
- Часть 6: «Нахдж уль-балага», её иснад и её значение
- Часть 7: Поздние шиитские сборники хадисов
- Часть 8: Основные сборники хадисов у «ахлу сунна»
- Часть 9: «Заиф» Бухари. Критический анализ «Сахиха» Бухари
Часть 8: Основные сборники хадисов у «ахлу сунна»
Как мы уже говорили, в течение минимум столетия после смерти Посланника Аллаха (С) запись хадисов у последователей школы халифов (которую сегодня называют «ахлу сунной») была запрещена. А потому суннитские книги хадисов стали возникать позже, чем шиитские.
Интересно, что первые записи хадисов у «ахлу сунна» стали появляться опять-таки по прямому указанию власти. Это произошло, когда Умар ибн Абдульазаз написал письмо своему наместнику в Медине Абу Бакру ибн Хазму, призывая его записывать хадисы Посланника Аллаха (С): «Посмотри, что осталось от хадисов Посланника Аллаха (С) или Умара, и запиши их. Потому что я боюсь, что исчезнут знания и уйдут те, кто ими обладает» («Табакату ль-кубра», том 2, С. 387; «Сунан» Дарими, том 1, С. 126; «Шарх сахих бухари» Ибн Хаджара, том 1, С. 194).
Мухаммад ибн Шихаб Зухри (умер в 124 году хиджры) играл большую роль в записи хадисов в Медине. Он отослал их Умару ибн Абдильазизу, который распорядился распределить их по книгам. Таким образом, Зухри можно считать первым из «ахлу сунна», кто записал хадисы.
Единственной книгой того периода, дошедшей до нас, является сборник Малика ибн Анаса (умер в 179 году хиджры) «Муватта».
Третий-четвёртый века хиджры обычно рассматриваются в суннитских книгах как столетия составления основных сборников. Таковых, как известно, шесть, и они носят название «сихах ситта» — «шесть сахихов». Дадим краткую характеристику каждому из этих сборников:
1. «Сахих» Бухари.
Автор сборника – Мухаммад ибн Исмаил Бухари (194 – 256 гг. хиджры). По собственным словам, он потратил на составление этого сборника 16 лет, отобрав несколько тысяч хадисов из общего числа в 600 тысяч.
Общее число хадисов сборника – 7275, часть из которых является повторяющимися.
Помимо фикховых хадисов, Бухари собрал в своём «Сахихе» риваяты по тафсиру, истории Пророка (С) и другим темам.
«Ахлу сунна» считают «Сахих» Бухари самой важной и достоверной книгой после Корана. На него написано около 80 шархов, наиболее известным из которых является «Фатху ль-бари фи шархи сахих бухари» Ибн Хаджара Аскалани (773 – 852 гг. хиджры).
2. «Сахих» Муслима.
Автор книги – Муслим ибн Хаджжадж Кушайри Нейшабури (206 – 261 гг. хиджры).
«Сахих» Муслима включает в себя 12 тысяч хадисов, которые он отобрал, по собственным словам, из 300 тысяч на протяжении 15 лет.
На «Сахих» Муслима написано множество шархов, самый важный из которых – шарх Навави.
3. «Сунан» Ибн Маджи.
Автор сборника – Мухаммад ибн Язид ибн Маджа Казвини (209 – 273 гг. хиджры). Книга включает в себя фикховые риваяты и состоит из 4341 хадиса.
Некоторые из ученых «ахлу сунна» считают, что «Сунан» Ибн Маджи не относятся к числу шести «Сахихов» и ставят на его место «Муватту» Малика или «Муснад» Дарими.
4. «Сунан» Аби Давуда.
Автор книги – Аби Давуд Сулейман ибн Ашас Сиджистани Азди (202 – 275 гг. хиджры). Число хадисов этого сборника – 4800. В этой книге Абу Давуд ограничился приведением только фикховых хадисов.
5. «Сунан» Тирмизи.
Автор книги – Иса Мухаммад ибн Иса ибн Саура (209 – 279 гг. хиджры). Общее число хадисов в книге составляет около 5 тысяч, и они являются фикховыми.
6. «Сунан» Нисаи.
Автор книги – Абу Абдуррахман Ахмад ибн Шуейб (215 – 303 гг. хиджры). Та книга, которая сегодня известна как «Сунан» Нисаи – это сокращённый вариант того сборника. Некоторые ученые «ахлу сунна» считают, что данный вариант был составлен самим Нисаи, другие говорят, что это сделал его ученик Ибн Сунни.
В этот же период был составлены другие сборники «ахлу сунна», важнейшими из которых являются «Сунан» Дарими и «Муснад» Ахмада ибн Ханбала (164 – 241 гг. хиджры). «Муснад» Ахмада включает в себя около 40 тысяч хадисов, 10 тысяч из которых являются повторяющимися.
В целом история записи хадисов «ахлу сунна» напоминает историю записи шиитских хадисов: сначала идёт период составления основных сборников, а затем – века создания более крупных поздних собраний. Отсчет второго периода ведут с пятого века хиджры. Дадим краткую характеристику поздним сборникам «ахлу сунна»:
1. «Ас-сунан аль-кубра».
Автор – Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн Бейхаки (умер в 458 г. хиджры). Книга включает в себя 74 тома.
Многие из ученых «ахлу сунна» составляли сокращённые версии «Ас-сунан аль-кубра», включая Ибн Абдульхакка Демешки (умер в 744 году хиджры), Шамсуддина Захаби (умер в 748 году хиджры), а также и самого автора: сокращенная версия его сборника была выпущена им самим в 4-х томах под названием «Сунан сагир».
2. «Масабих ас-сунна».
Автор – Хусейн Масуд Шафии (умер в 516 году хиджры). Этот сборник включает в себя хадисы из шести «Сахихов», а также «Муватты». Автор воздержался от приведения иснадов из соображений краткости.
3. «Джамиу масанид».
Автор – Ибн Джаузи (умер в 597 году хиджры).
4. «Джамиу ль-усуль».
Автор – Ибн Асир Джазари Шафии (544 – 606 гг. по хиджре). Автор собрал в этой книге хадисы из шести «Сахихов» без приведения иснадов и упорядочил их в алфавитном порядке.
5. «Мунтака».
Автор – Ибн Теймия (умер в 652 году хиджры). В этой книге собраны только фикховые хадисы.
6. «Джамиу ль-масанид».
Автор – Ибн Касир (умер в 774 году хиджры). Автор собрал в этой книге шесть «Сахихов» и четыре «Муснада».
7. «Маджму ззаваид».
Автор – Нуруддин Хейсами (умер в 807 году хиджры). В этом сборнике приведены хадисы, которых нет в шести «Сахихах».
8. «Джамау джавами».
Автор – Джалалуддин Суюти (умер в 911 году хиджры). Суюти собрал в этой книге более 50 книг хадисов и расположил хадисы в порядке передатчиков.
9. «Джамиу сагир».
Автор – Джалуддин Суюти. Эта книга – сокращенный вариант «Джамау джавами»; в ней содержатся 1934 хадиса.
10. «Тайсиру ль-усуль».
Автор – Ибн Дейба Шайбани (умер в 944 году хиджры). Эта книга – сокращенный вариант «Джамиу ль-усуль» Ибн Асира. Состоит из двух томов.
11. «Канзу ль-уммаль».
Автор – Алауддин Муттаки Хинди (умер в 975 году по хиджре). Эта книга, состоящая из 16 томов, опирается в основном на «Джамау джавами» Суюти. В ней приведено много хадисов про Ахль уль-Бейт (А).
12. «Мустадрак».
Автор – Хаким Нейшабури (умер в 405 году хиджры). Хаким собрал в этой книге хадисы, которых нет в «Сахихах» Бухари и Муслима, но которые соответствуют их критериям достоверности. В «Мустадраке» Хакима также много хадисов о достоинствах Ахль уль-Бейт (А).